За всю историю существования конкурсов стандарты красоты менялись не раз. Стоило на небосклоне зажечься новой звезде – актрисе или певице – как миллионы женщин по всему миру сразу же копировали ее образ.
Возвращением женственности стали 50-е, а их символом – Мэрилин Монро.
Легендарная актриса обладала женственной фигурой с высокой грудью и узкой талией, пышными белокурыми волосами и магнетическим обаянием.Почти одновременно с Монро на экране блистала другая голливудская актриса, чья внешность была полной противоположностью Мэрилин, - Одри Хепберн.
Бывшая балерина, чье детство прошло в нацистской оккупации, обладала весьма хрупкой фигурой, за что ее часто сравнивали с невесомым эльфом.
Между тем, в Англии появился абсолютно новый эталон красоты – болезненная худоба. Утвердить его удалось супермодели Твигги.
При росте 169 см она весила около 48 кг, а ее пропорции удивляли – 80-55-80. Фигура модели стала образцом для подражания миллионов.
В 80-е в Великобритании появилась еще одна законодательница мод – яркая и непредсказуемая Луиза Чикконе, известная всему миру как Мадонна.
Популярностью Мадонна во многом обязана своему скандальном имиджу секс-бомбы.
С приходом 90-х образ "аля-Монро" сменил очередной этап увлечения худобой. Олицетворением нового эталона стала британская супермодель Кейт Мосс, чья необыкновенная худоба в купе с нездоровым образом жизни вызвала целую волну критики.
В XXI веке образцом для подражания стала неоднозначная красавица с бурным прошлым, а теперь – мать-героиня и посол доброй воли – Анджелина Джоли.
Ее параметры почти соответствуют общепринятым, рост превышает 170 см, а яркие черты делают лицо запоминающимся.
Красота – она и в Африке красота?
Стандарты красоты в просвещенном мире, опутанном сетью Интернета, теле и радиоволн, конечно, уже не слишком отличаются. Русские девочки хотят быть похожи на красавиц из голливудских фильмов и телесериалов, а девушки Европы тихо завидуют русским, признанным красавицами во всем мире.
До появления телевизоров и средств массовой информации понятия о красоте у разных народов весьма различались, да и сейчас есть места, где влияние телевидения не ломает стандартов красоты, принятых в этих местах, хотя нам они вряд ли покажутся привлекательными.
Например, в древней Японии главным критерием красоты являлась маленькая ножка. И девочкам с раннего возраста обматывали ногу специальными бинтами и надевали особую обувь, не позволяющую ножке расти в длину. Не говоря уже о том, что такая остановка роста, вероятно, весьма болезненна, девушка с такими ногами с трудом передвигалась и не могла долго стоять.
В некоторых индейских племенах стандарт красоты – длинная шея. Для достижения такого стандарта девочкам на шею надеваются специальные металлические кольца, количество которых постепенно прибавляется. К возрасту, когда девушке пора выходить замуж, длина ее главной гордости – шеи, составляет от 20 до 35 сантиметров. А если женщина уличена в измене, обручи снимают, и она погибает оттого, что шея ломается, не выдержав веса головы.
В некоторых африканских племенах красота женщины (впрочем, как и мужчины) определяется количеством татуировок. В других вместо татуажа наносятся широкие шрамы. Особым образом подпиленные зубы тоже могут означать, что перед вами – признанная красавица. Но это «у них». А что у нас?
Стандарты красоты – маятник истории.
Понятие красоты было не чуждо первобытному человеку. Именно к времени его жизни относят статуэтку Вестоницкой Венеры, именуемой «Мона Лизой каменного века», и многочисленные «палеолитические Венеры» из камня или кости, найденные на территории нашей и многих других стран.
Вестоницкая Венера Виллендорфская Венера
Фигурки эти обычно не имеют лица или волос, но отличаются широкими бедрами, большим животом и грудью. Это фигурка Матери, родившей и вскормившей множество детей. На современный взгляд симпатичной ее назвать сложно – отвисшая почти до пояса грудь, большой живот. Однако, по-видимому, идеал в те времена диктовала функциональность.
Древняя Греция внесла в стандарт женской красоты свои коррективы, создав культ красивого тела. 86-93-69 – это так называемый «Афинский стандарт», параметры знаменитой Венеры Милосской. Рост эталона античной красоты – 164 сантиметра. Рим во многом копировал идеалы Греции, и этот стандарт красоты жил вплоть до средневековья.
Темные средние века.
Стандарты во всем устанавливает церковь, и стандарты красоты не являются исключением. Идеал – Пресвятая Дева - тонкий прямой нос, удлиненный овал лица (чтоб достичь его, приходилось выбривать часть волос надо лбом), высокий лоб, большие и светлые глаза, крошечный рот, безмятежное выражение лица (безмятежность и кротость лицу придавали сбритые брови). В фигуре – ни намека на сексуальность.
Специальный покрой платьев позволяет сделать грудь плоской, максимально закрывает тело, ноги, волосы убираются под специальные головные уборы.
За выделение из массы можно попасть на костер. А еще за родинки, косоглазие, рыжие волосы, массу тела меньше 55 килограмм. Красивее других? Вызываешь зависть? На костер!
За костры Инквизиции Европа расплачивается до сих пор – там и сейчас очень мало красивых женщин. Именно поэтому наши девушки – завидные невесты, и желающих жениться на русской девушке иностранцев очень много.
Возрождение.
Расцвет любования телом и чувственности. Возвращаются античные взгляды, на поскрипывающий от тяжести пьедестал возводятся пышнотелые, полные жизни женщины. Идеал – полные руки, широкие бедра, пышная грудь.
Туалет Венеры, Петер Пауль Рубенс
Мода подчеркивает красоту короткими рукавами, глубокими декольте, особым покроем платьев. Таких женщин можно увидеть на картинах Рубенса.
Три Грации, Петер Пауль Рубенс
Вопреки бытующим сейчас мнениям они не «страдают от ожирения», а живут полной жизнью, и, судя по всему, получают от нее немалое удовольствие.
Век абсолютизма вновь переносит маятник на противоположную сторону. Ценится «кукольная красота» - неимоверно тонкие талии, затянутые в корсет так, что невозможно не то, что скушать что-то, а даже вздохнуть.
Отсюда обмороки и обязательная часть туалета модницы – мешочек с нюхательной солью. Маленькие ручки и ножки, не предназначенные для работы, маленькая грудь, головка на тонкой шее, покатые плечи и благородная бледность, чтоб достичь которой, красавицы часто морили себя голодом или изводили тонны белил и пудры.
Хрупкость и воздушность фигур с лихвой искупалась монументальностью прически, которая могла, к примеру, изображать дворец, или парусный корабль – насколько хватало фантазии.
Прически делались на специальных металлических конструкциях, полых внутри, и нередко в таких «дворцах» заводились самые настоящие мыши. Не стоит, наверное, и говорить о насекомых или аромате такой «прелестницы» - гигиена была не в чести, и ванну дамы принимали редко, раз в год-полтора.
Конец 19 начало 20 века снова возвращают пальму первенства стандартам красоты, основанным на функциональности, естественности, женственности.
Пышные формы, крепкий бюст, величественные плечи, крутые бедра и крупный, округлый зад – стандартом красоты становится тип, охарактеризованный Гейне как «монументальная женственность».
Вид сзади удостаивается особого внимания – на без того пышные юбки в соответствующем месте добавляются большие банты, розетки, ленты. Величину груди подчеркивает турнюр – искусственный нижний «бюст».
С 20 годов прошлого века все больше нивелируются различия между мужчиной и женщиной в обществе. Это не может не найти отражения и в стандартах красоты – в моде мальчишечья фигура. Маленький бюст, узкие бедра.
Последний всплеск функциональности и естественности во взгляде на красоту случился в послевоенную эпоху. Эмансипация, работа наравне с мужчинами в восстановлении лежащей в руинах страны, рождение большого количества детей.
Идеалом становятся плотные, монументальные формы, широкие бедра, мощные натруженные руки – именно такая женщина могла рожать и выкармливать детей и трудиться наравне с мужчинами, выводя страну из послевоенной разрухи.
Анорексичный стандарт красоты 90-60-90 при росте не мене 175 сантиметров расцвел в 70е годы, казалось бы, на пустом месте – с появлением нескольких моделей соответствующей внешности. Но не все так просто.
Оказывается, в этот период начало рождаться большое количество девочек с узкими бедрами и крупными фигурами. Возможно, это просто ответ природы на перенаселенность нашей планеты.
Наверное, сыграли свою роль и средства массовой информации, разнесшие этот стандарт красоты по всему миру. Сейчас мир постепенно отходит от этой моды, и маятник снова склоняется к естественной красоте.
Стандарт или индивидуальность?
Стандарты красоты – есть ли в мире что-либо, более изменчивое, непостоянное, эфемерное? И при этом множество девочек, девушек, женщин готовы пойти на огромные жертвы, чтобы им соответствовать.
И все чаще их не устраивает красота, которую они видят в зеркале или глазах восхищенных мужчин, а нужна красота, выраженная в цифрах, написанных на странице модного журнала. Любая девочка красива. Некрасивых детей вообще практически не бывает (не будем обсуждать малюток с патологиями развития, хотя даже они чаще симпатичны, чем наоборот).
Девушки, несмотря на некоторые проблемы переходного возраста, тоже в большинстве своем прекрасны. Что же происходит потом? Откуда берутся несчастные некрасивые женщины? Может, это те, кто теряет индивидуальность в погоне за стандартом?
И возможно, мама и папа, вовремя объяснив дочке, что она красива именно своей, данной природой красотой, помогут ей не стать когда-нибудь несчастной некрасивой женщиной, пусть даже до миллиметра вписывающейся в очередной стандарт красоты, а счастливой и прекрасной, гордой своей фигурой, своим лицом, своей внешностью.
Ведь быть красивой – это в большинстве случаев просто чувствовать себя красивой.
Свежие комментарии