На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я ЗДОРОВ!

107 928 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Жердев
    Так что же через 3 месяца гриб придётся выбрасывать? И ещё: есть ли какой-то перерыв в употреблении, когда можно снов...Топ-10 полезных с...
  • Мария
    Да, правильные жиры действительно очень положительно сказываются на состоянии кожи. Я для её упругости и тонуса в том...Жирные продукты, ...
  • Авдотья Мишина
    Раньше тренировки такие вообще выполнять не могла банально из-за того, что не хватало выносливости и силы. Сейчас про...13 лучших упражне...

Рассказ об опасностях бытового употребления МЫЛА

Рассказ об опасностях бытового употребления МЫЛА

Сергей Сперанский, доктор биологических наук

 «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» — эти строки любимого поэта хорошо известны всем. Правила гигиены нам привили с детства, и мы с удовольствием моемся: в душе и ванне,      с мылом или гелем. Благо моющих средств сейчас изобилие.

И очень удивились, когда прочитали этот материал...

Признаюсь, у меня был большой соблазн дать другое название этой статье, а именно «Подарок с Того Света». Но это сразу же навело бы читателей на ожидание чего-то таинственного, запредельного... А тут обнаружится, что разговор пойдет о предметах очень простых, будничных. И они, читатели, будут разочарованы.

Итак, вот моя история. Тысяча девятьсот девяносто второй год. Приходит ко мне в НИИ гигиены, где я тогда работал, детский хирург Михаил Захарович Захаров и предлагает провес-ти исследование, подтверждающее его гипотезу о чрезвычайной опасности бытового употребления мыла (он именно так формулировал задачу). Деньги на оплату исследования у него были: его спонсировала внешнеторговая фирма «Союз-транзит».

Все началось у Захарова со скандала между матерью ребенка и врачом больницы, где он работал. Мать младенца, к которому регулярно приходила патронажная сестра, требовала, чтобы ребеночка не купали с мылом, хотя это входило в перечень необходимых процедур. «Каждый раз, когда его купают, ему плохо, а когда пропускают купание, он оживает». Врач встала в привычную позицию: «Вы что, нас учить собираетесь? Делайте, как положено!» Захаров в скандал не вмешался, но подумал: «Неужели мать меньше врача заинтересована в здоровье своего ребенка?» С этого момента у него родилась гипотеза о возможном вреде мыла, и он вдохновенно принялся за поиск ее подтверждения.

Прежде всего он убедился, что правота матери в упомянутом споре подтверждается на все сто процентов. Младенцы, которых купают с мылом, чувствуют себя значительно хуже, чем те, которые избегают этой процедуры.
Затем Захаров посетил сотни (!) «детных» семей, во многих из которых оказались мальчики с чертами евнухоидности: избыточный вес, вялость, ненормально малые размеры репродуктивных органов. Во всех без исключения случаях (так он утверждал) это было связано с чрезвычайно высоким уровнем гигиенических требований: очень частые, подчас ежедневные купания, при специальном внимании к особо тщательному мытью мылом «самых грязных» мест.

Подробно расспрашивая женщин об их гигиенических привычках, Захаров убедился, что многие из них вкушают нирвану, по часу и даже более «отмокая» в горячих мыльных ваннах. У них значительно чаще, чем у прочих, обнаруживались маститы и мастопатии — вплоть до рака груди. Подчас на ранней стадии заболевания достаточно было отказаться от мыльных ванн, чтобы все нормализовалось.

Вот с такими предпосылками и с пламенной верой во вред мыла предстал предо мной Захаров. Ему было важно экспериментальное доказательство на животных правоты его гипотезы. И мы договорились о длительном (шестимесячном) эксперименте на белых мышах, при котором подопытные ежедневно в течение часа ползали по тонкому слою мыльной воды (при концентрации мыла 0,5%). По окончании процедуры они ополаскивались в чистой воде и подсушивались полотенцем. С контрольными мышами осуществляли, естественно, то же самое, но без мыла.

В этом опыте было множество побочных линий исследования, но здесь мы о них умолчим. Скажем главное: воздействие «безобидного» мыла вызвало у мышей изменения воистину катастрофические по ряду определявшихся функциональных показателей, в том числе — резкое ухудшение памяти, что особенно важно при переносе данных с модельного объекта на человека. А при морфологическом исследовании1 клеток желудка, печени, почек, селезенки у подопытных мышей были зафиксированы высочайшие уровни патологических изменений, тогда как семенники просто деградировали, то есть произошла полная химическая кастрация.

Таким образом, все то, чего мог ожидать Захаров в плане подтверждения его гипотезы, полностью реализовалось, и при этом в максимальном варианте по выраженности.

Я уговаривал Захарова опубликовать полученные данные в престижных научных и научно-популярных журналах, обещал помочь в написании и публикации статей, но безус-пешно. Он почему-то панически боялся, что у него украдут ИДЕЮ, за которую он хотел получить Нобелевскую премию. Я не шучу: он постоянно твердил об этом и даже предпринимал какие-то «шаги» — писал письма в Академию наук, в Нобелевский комитет и т. п. Что мне было делать? Я написал подробный отчет о проведенной работе, вручил Захарову, и на этом наши отношения были прерваны.

И вот теперь, наконец, я могу оправдать предполагавшееся название этой статьи: «Подарок с Того Света»… Прошло восемнадцать лет. Где-то на середине этого срока я узнал, что Захаров умер. Я нигде не цитировал своего исследования по его гипотезе, так как полагал, что оно не опубликовано. И вдруг я узнаю, что он, Захаров, еще в 1993 году (!) напечатал целую книжку (брошюру) под названием «О причине рака, СПИДа, других неинфекционных болезней и о причине старения» (Новосибирск, 1993). В ней напечатан ПОЛНОСТЬЮ мой отчет о проведенном исследовании, занявший треть объема книги, более 30 страниц.

А вот что остается для меня совершеннейшей тайной, так это — как мог Захаров не уведомить МЕНЯ о самом факте публикации? Вроде бы мы с ним не ссорились, так что мес-тью это быть не могло... Воистину чужая душа потемки.

Но сейчас я хочу сказать о другом.

Столетия весь мир не подвергал сомнению безопасность бытового употребления мыла, но вот нашелся человек, который подверг. И, как оказалось, далеко не напрасно.

ОН СДЕЛАЛ БОЛЬШОЕ ДЕЛО. При всех своих чудачествах, из которых я чуть-чуть обозначил лишь малую часть. Будем ему благодарны.

Кажется, все ясно. И все-таки еще чуть-чуть. Да, опасность бытового употребления мыла реальна, в этом у меня нет сомнений. Но — в тех конкретных случаях, о которых говорил Захаров. Перечитайте текст и постарайтесь соблюдать его простые, но исключительно важные установки о том, чего делать нельзя. Я их сейчас повторять не буду. В радикальном пересмотре всех привычек цивилизованного человека необходимости нет, а вот в чувстве меры при осуществлении гигиенических процедур необходимость очень велика.

На этом я умываю руки. Желаю успеха!

 

наверх